История города насчитывает более 350 лет, начиная со времен, когда Харьков выполнял функции порубежного города-крепости, защищая южные границы России от татар. Выгодное географическое положение на перекрестке торговых путей из Москвы и Петербурга в Киев, Крым, на Кавказ, осуществление деловых связей со странами Западной Европы, Ближнего Востока, Балканского полуострова способствовали превращению города в крупный промышленно-торговый центр, товарооборот которого составил почти половину товарооборота всей Украины.

Экономическое развитие Харьковского региона стал основой для формирования культурного, научно-образовательного центра на Востоке Украины. В стенах Харьковского коллегиума, где преподавал выдающийся украинский философ и поэт Г. С. Сковорода, учились доктор медицины и хирургии И. И. Базилевич, талантливый мастер перевода, поэт, библиотекарь Императорской публичной библиотеки Н.И.Гнедич (известный, в частности, переводом на русский язык "Илиады" Гомера), физик В. В. Петров, историк М. Т. Каченовский, медик Е. И. Мухин. Выпускниками Харьковского коллегиума были профессор Московского университета, выдающийся исследователь природы И. А. Двигубский и первый профессиональный харьковский архитектор П. А. Ярославский, который в должности губернского архитектора почти 30 лет осуществлял планомерную застройку города. Выпускники коллегиума стали и первыми студентами Харьковского университета, основанного 17 января 1805 года по инициативе известного ученого и общественного деятеля В. М. Каразина. Среди его воспитанников - математик М. В. Остроградский, биолог И. И. Мечников, историк Н. И. Костомаров, композитор Н. В. Лысенко, писатель и драматург М. П. Старицкий, художник Г. И. Семирадский и многие другие известные деятели науки, литературы, искусства. В университете преподавали основатель физической химии Н. Н. Бекетов, математик В. А. Стеклов, филологи А. А. Потебня и И. И. Срезневский, историк Д. И. Багалий и др.

В конце XIX века открытие Курско-Харьковско-Азовской железной дороги (1869 г.), установление прямой связи между промышленными севером и югом способствовали бурному развитию промышленности. В городе заработали большие заводы, прежде всего такие, как чугунолитейный Шиманского (1870 г.), сельскохозяйственных машин Мельгозе (1873 г.), машиностроительный Бельке и Ремизовой (1878 г.), сельскохозяйственных машин Саде (1882 г.), паровозостроительный Русского паровозостроительного и механического акционерного общества (1895 г.). С 1871 по 1899 год количество промышленных предприятий возросло с 79 до 259, а предприятий машиностроения и металлообработки - с 12 до 59.

Наращивание объемов промышленности и торговли вызвали необходимость организации и концентрации кредитных средств. В Харькове открываются разнообразные финансовые учреждения. Харьковский Земельный банк, первый по времени основания среди 10 акционерных земельных банков России, начал работу в 1871 году. Лучший муниципальных банк дореволюционной России - Харьковский городской общественный купеческий банк - основан на средства общины. В начале XX века город превратился в финансово-коммерческий центр, где кроме банков были сосредоточены отделения международных, кредитных и страховых обществ, работали ломбард, конторы крупнейших в России синдикатов "Продамет", "Продуголь".

Быстрый рост промышленности и торговли, железнодорожное строительство, развитие науки и культуры способствовали становлению градостроительного искусства в Харькове. Трудно переоценить вклад архитекторов Е. А. Васильева, А. А. Тона, К. А. Толкунова, М. И. Ловцова, А. Н. Бекетова, много сделавших для благоустройства, развития Харькова, возведения уникальных зданий, придавших городу неповторимость и красоту. В 1917 году Харьков занимал территорию около 10 тыс. га и имел почти 400 000 жителей. Советскую власть на Харьковщине в декабре 1917 провозгласил первый Всеукраинский съезд Советов. По 1934 год с незначительным перерывом Харьков был столицей Советской Украины.

В начале 20-х годов возродились все промышленные предприятия региона, разрушенные в годы революции и гражданской войны. Однако Голодомор 30-х опустошил села области, смертность населения выросла в четыре-одиннадцать раз. Те, кто выжил, искали работу в городе, с которым связывалось развитие экономики регоина.

В тридцатые годы возрождались старые промышленные предприятия, сооружались новые гиганты индустрии: тракторный, станкостроительный, подшипниковый, турбогенераторный и другие заводы. В 1940 году в Харькове функционировало уже 1200 предприятий, на которых работало свыше 300 тыс. чел. Объем промышленной продукции в 12 раз превышал уровень 1913 года и составил 40% объема продукции всей машиностроительной промышленности Украины.

Быстрыми темпами развивалось строительство, был построен новый центр города с одной из самых больших площадей в мире - имени Дзержинского (нынешняя площадь Свободы), с первыми в стране зданиями Госпрома и Дома проектов. Харьков тогда был вторым по величине городом Украины и четвертым в СССР, самым большим транспортным узлом Востока Европы, одним из ведущих научных и культурных центров. До войны в городе было сконцентрировано 70 научно-исследовательских, проектных институтов, конструкторских бюро и лабораторий различного профиля. Институт "Гипросталь", например, был генеральным проектировщиком 45 металлургических заводов. С этим институтом связано, в частности, создание первых советских блюмингов "1150", установленных на металлургических заводах в Макеевке и Днепродзержинске. В физико-техническом институте АН ССР впервые в СССР была осуществлена реакция расщепления атомного ядра, получены редкие гелий и водород, построен электростатический генератор.

В 1925 году начал свою творческую биографию Харьковский оперный театр. Следующим из Киева в Харьков переехал украинский драматический театр "Березиль". В 1929-ом - открыт первый на Украине театр музыкальной комедии, в 1933-ом - государственный русский драматический театр, в 1939-ом - театр кукол.

В городе созидали известные деятели мировой и украинской науки и культуры Л. Д. Ландау, Б. И. Веркин, Н. П. Барабашов, Н. С. Самокиш, Лесь Курбас, Н. М. Ужвий, А. М. Бучма и многие другие.
В послереволюционный период до 1939 г. население Харькова удвоилось и составило 833 тыс. чел. Более 400 000 харьковчан воевали на фронтах Великой Отечественной войны, две трети из них погибли. За неполные два года оккупации фашистские захватчики превратили город в руины. Почти полностью были уничтожены 500 промышленных предприятий, разрушен железнодорожный узел, электростанции, телеграфная и телефонная связь, коммунальное хозяйство, 1,6 млн. кв. м. жилого фонда, сожжены и разграблены все учебные, культурно-просветительские, медицинские и детские учреждения. Много замечательных зданий центральной части Харькова не удалось восстановить до сих пор.

Возрождение города началось после его освобождения 23 августа 1943 года. И уже в 1948 году промышленность Харькова достигла довоенного уровня выпуска продукции. Вместе с возрождающимися строились новые предприятия. До 1956 года Харьков снова стал самым большим машиностроительным центром Украины. Значительные работы были проведены на Харьковском железнодорожном узле, который по своему техническому оснащению и грузовым перевозкам занял одно из первых мест в СССР.

Внедрение промышленных методов, крупноблочного и панельного строительства позволили значительно увеличить объемы строительства жилья. В 1950-1960 годах в Харькове строятся большие жилые массивы Павлова Поля, Селекционной станции и Орджоникидзевского района, а в 1970-1980 годах - Салтовки и Алексеевки, Рогани и Холодной горы.

В Харькове расположено 380 промышленных предприятий, на которых работает свыше 150 тыс. человек. По выпуску промышленной продукции город занимает шестое место среди 25 областных центров Украины по общему объему и третье - по объемам розничного товарооборота. В структуре промышленного производства Харькова преобладают машиностроение и металлообработка (45,7% объема промышленной продукции), пищевая промышленность (22,4%), электроэнергетика (8,7%), топливная (7,5%) и медицинская промышленности (4,2 %). На предприятиях города сосредоточено все производство паровых турбин в Украине, 60% тракторов, 55% - подшипников, почти половина станков с числовым программным управлением и крупных электромашин и др. Одним из приоритетов экономики Харькова определено развитие сельскохозяйственного машиностроения. В городе сконцентрирован мощный тракторостроительный комплекс, включающий такие известные предприятия как ОАО "Харьковский тракторный завод", ОАО "Харьковский завод самоходных шасси", ОАО "Серп и молот", ОАО "Харьковский завод тракторных двигателей". Широко известное в Украине и за ее пределами и энергетическое оборудование с харьковской маркой: паровые, гидравлические и газовые турбины производства ОАО "Турбоатом", тяжелое энергетическое оборудование - ГП "Электротяжмаш", чьи тяговые двигатели и контакторы, в частности, установлены на первый отечественный грузовой магистральный электровоз ДЕ-1. На Харьковском авиационном производственном предприятии начато серийное производство нового пассажирского самолета АН-140, который отлично себя зарекомендовал на международных авиасалонах. Значителен вклад харьковчан в ракетостроение и освоение космоса.

За годы независимости в Харькове возросло производство товаров сферы потребления, темпы прироста которых в несколько раз превышают темпы выпуска промышленной продукции. Предприятиями области производятся более 300 наименований лекарственных препаратов. По концентрации предприятий и количеству фармакологических препаратов, производимых на местных предприятиях, Харьковский регион - второй после Киевского, а по ряду показателей - и первый. Дальнейшее развитие медицинской промышленности (включая фармакологическую) в Харькове проходит по пути концентрации мощного научно-исследовательского и промышленного потенциала. Исследованием, разработкой научно-технической документации, внедрением и производством лекарственных препаратов здесь занимаются Государственный научный центр лекарственных средств, Национальная фармацевтическая академия Украины, 10 научно-исследовательских институтов медицинского профиля, 6 предприятий и объединений.

Ведущее место среди предприятий пищевой промышленности принадлежит Харьковской бисквитний фабрике, чья продукция, изготовленная по новым технологиям, отмечается высоким качеством, вкусом и ярким оформлением упаковки. По данным статистики Харьков занимает 10 место среди областных центров страны по величине капитальных вложений в экономику города.

Благодаря удобному географическому положению город на протяжении веков не только наращивал промышленную мощь, но и развивал транспортную систему коммуникаций. На сегодня в Харькове расположены три большие железнодорожных вокзала, международный аэропорт и пять автобусных станций, через которые осуществляется транспортная связь с населенными пунктами Украины, ближнего и дальнего зарубежья.

Высокая концентрация научных и учебных заведений в городе способствует дальнейшему распространению знаний и использованию их на всех направлениях деятельности человека. Харьковские научные школы фундаментальных исследований - ведущие в отечественных отраслях физики твердого тела, криобиологии и криомедицины, производства кристаллов, физики низких температур, генетики и селекции, и широко известны в мире.
Каждый день приближает нас к чемпионату Европы 2012 года. Город открытых людей и безграничных возможностей живет в напряженной подготовке и ожидании Европейского футбольного форума. И каждый из этих дней для харьковчан заполнен плодотворной работой, которая дает возможность превратить их мечту в реальность. У всех специалистов, задействованных в данном проекте, стало нормой: любые замечания со стороны экспертов УЕФА немедленно включаются в график работ по подготовке к Чемпионату. Единая команда проекта, в которую входят все ветви харьковских властей, ежедневно обеспечивает ощутимый прогресс в трансформации Харькова по образцу высокоразвитого европейского города. Общая цель всех харьковчан - доказать, что ЕВРО 2012 в их родном городе станет незабываемым и уникальным событием.